В период египетской культуры между реками Тигр в Евфрат существовали и другие восточные государства. На территории Месопотамии в ходе трехтысячелетней истории периодически господствовали шумеры, вавилоняне, ассирийцы и персы. Под ассирийским стилем понимается стиль ассирийского и вавилонского искусства, хотя коренными жителями были вавилоняне (с 2250 года до н. э.). Ассирийцы же завоевали страну только около 1500 года до н. э., поработили вавилонян и переняли их культуру. Та же участь постигла ассирийцев: в 539 году до н.э. их поработили персы.
Воды Тигра и Евфрата, подобно Нилу, сделали плодородными огромные территории. Эти благоприятные условия производства создали основу для высокой цивилизации. Могущественное государство простиралось не только в бассейне Тигра и Евфрата, но до Передней Азии, Сирии и часто даже до границ Египта.
В противоположность прочной, консервативной государственной жизни Египта здесь сменяли друг друга военные, деспотические империи. Несмотря на бурную историю, здесь родилась высокая культура: были созданы система счисления, календарь, денежная система; астрономия и другие науки достигли высокого уровня, была создана замечательная литература, страна прославилась знаменитыми зодчими. Вавилон и Ниневия, два самых значительных города, стали центрами вавилонско6ассирийской культуры. В Вавилоне уже были городские дороги, канализация, во дворцах — ванные комнаты и туалеты, а также висячие сады.
Идеалом ассиро-вавилонской красоты была солидность, ценились массивные формы, крупные размеры. Редким и очень ценным строительным материалом наряду с камнем здесь было дерево, которое приходилось ввозить из далеких стран (так, кедровая древесина ввозилась из Ливана). Земля была богата рудами, и ассирийцы превосходно владели технологией их добычи и обработки. В то время как египтяне облицовывали дешевые породы дерева более дорогими, вавилоняне украшали необработанный деревянный каркас мебельных изделий, колонн и ворот тщательно выполненной медной и бронзовой чеканкой. До нас дошли только предметы пышной ассиро-вавилонской королевской мебели, в противоположность Египту, где при раскопках были обнаружены многочисленные предметы обыденной мебели.
Об ассиро-вавилонских столярных ремесленных мастерских мы знаем мало, еще меньше — о применявшихся там орудиях труда. Эти орудия труда изготовлялись из бронзы и железа и не уступали тем, которыми пользовались в Египте.
Рубанка здесь также еще не было. Вопреки этому, по расчлененным круглым ножкам предметов мебели мы можем сделать вывод, что в то время применялось не только точение древесины, но и существовал верстак с металлическим прессом, на котором изготавливались профилированные и круглые металлические детали.
Структура ассиро-вавилонской мебели очень простая. В основном мы находим вертикальные несущие ножки и горизонтальные стойки, что аналогично несущей системе ранней египетской мебели. Однако тех мягких, динамичных линий, которые умело использовали в отделке мебели египтяне, нет.
Дерево здесь использовали только для каркаса, подвергая его плотницкой обработке. Завершенную форму мебельному изделию придает покрытие металлическими листами. Даже его устойчивость достигается за счет металлических жестких креплений. Мебель из массива богато украшалась металлической фурнитурой, пуговицами и кольцами из металла; троны изобиловали золотыми и бронзовыми украшениями.
Текстиль широко использовался для отделки мебели, начиная с москитных сеток, закрывавших кровать, до пышных обивочных материалов. Ассирийские шпалеры, ковры и вышивки прославились во всем мире.
Ассиро6вавилонские орнаменты богаты изображениями фантастических зверей, крылатыми быками, львами, головами баранов, птицами и пр. Растительный орнамент сильно стилизован. Характерными ассирийскими мотивами были шишки пинии, дерево жизни (восточная туя), розетки, пальметты, плоды граната, а из геометрических мотивов — звезды, зигзагообразные линии, круги, волнистые линии и симметрически расположенные листья и цветы. Такими орнаментами украшали не только здания и мебель, но и всемирно известные ассирийские шпалеры, ковры, вышивки. Хотя все эти вещи до нас не дошли, рисунок полов, покрытых цветной эмалью, дает нам представление о богатстве ассирийской орнаментики. Эта богатая орнаментика позднее с коврами, керамикой и изделиями из металла проникла в Европу.
Персы захватили Вавилон в VI веке до н.э. Позднее воинствующим династиям подчинились вся Малая Азия, Ликия и Египет. В политическом отношении персы были победителями, но в культуре и искусстве уступали побежденным. По мере того, как росла их власть, тираны предъявляли и повышенные требования к роскоши, что влияло на культуру быта.
Внутреннее оформление жилого дома персов сохранило ассиро-вавилонский стиль, но было богаче, роскошнее. То же самое относилось и к мебели. Стены, потолок и пол отделывали богато и красочно, в основном цветными керамическими плитками, множество которых было обнаружено во время раскопок. Элементы архитектурного декора пополнились карнизами, фризами, их украшали фигурами животных и воинов. Характерными персидскими мотивами были крылатый бык с бородатым человеческим лицом, единорог и сфинкс с мужским лицом.
Жилые помещения персов отвечали требованиям восточного комфорта, между тем мебельные формы почти не получали дальнейшего развития, лишь более вычурными и пышными стали элементы декора. Персидские мебельные формы не имели большого значения для дальнейшего развития мебели, персы не создали самостоятельного стиля мебели.
По материалам книги Д. Кес «Стили мебели»